Под Самарой есть музей с самой полной в мире коллекцией тяжелых мотоциклов

В 25 километрах от Самары в поселке Петра Дубрава находится частный музей «Мотомир Вячеслава Шеянова». В нем представлена самая полная в мире коллекция тяжелых мотоциклов «золотого века» — с 1930 по 1945 годы.

Под Самарой есть музей с самой полной в мире коллекцией тяжелых мотоциклов

Создатель уникального музея — бизнесмен Вячеслав Шеянов. Вместе со своими сподвижниками он по гайке, по болтику из самых дальних уголков — Северной Америки, Европы и Азии — собрал более сотни мотоциклов. Их привозят сюда сильно "потрепанными", с дырками от пуль. Некоторые выставленные в музее "железные кони" прошли не один бой. В среднем механикам нужен год, чтобы по обрывкам старых чертежей и фотографиям восстановить один экземпляр.

Ядро коллекции — мотоциклы, объем двигателя которых превышает 800 кубов. "Крупнокубатурники" во времена их производства стоили как дом, но мотолюбители готовы были отдавать любые деньги, только чтобы обладать этим чудом инженерной мысли. Такие мотоциклы выпускали только в 14 странах. В "Мотомире" они собраны полностью.

Экспонаты музея можно условно разделить на три блока. Военные — самые мощные, проходимые и надежные, элита военного мотостроения, гражданские и трициклы -трехколесные и гусеничные боевые машины. Кстати, в Петра Дубраве еще и самая полная в мире коллекция трициклов.

Любимцы публики — стоящие в ряд немецкие BMW, завораживающе красивый "Белый тигр" и всем известные "харлеи". Здесь есть и советские красавцы, и даже реплика советского мотоцикла, воссозданного "Мотомиром" на основе архивных чертежей.

Некоторые экземпляры, действительно, уникальные, которых в мире остались единицы. Как, например, раритетный брутальный красавчик Kurogane Typ 95, который считают японским "братом" Harley-Davidson. С 1920-х годов американцы поставляли мотоциклы для японской полиции, но в конце 1930-х японцы разорвали деловые отношения и подписали контракт с местным производителем. Так появился Kurogane — в переводе "Черное железо". В мире таких мотоциклов осталось только три, два из которых — в самарском музее.

Один из любимчиков посетителей музея — немецкий Windhoff 750. Ганс Виндхофф вместе с инженером Йозефом Даубеном создали конструкцию, опередившую время: это был мотоцикл без рамы, все крепилось к двигателю. Машина разгонялась до 120 километров в час. В мире сохранилось всего несколько экземпляров Windhoff 750.

В коллекции музея также один из первых в мире мотоциклов немецкий Mars А-20, выпущенный в 1921 году, когда еще никто не знал, как должен выглядеть мотоцикл. Эту модель называли "Белый Марс" — именно в таком цвете выпускались большинство A-20. Музейный экспонат — тоже белый. А из отечественных мотоциклов в музее есть "выпускник" "Подольского механического завода" — армейский ПМЗ А-750. В шутку мотолюбители расшифровывали аббревиатуру "попробуй, может, заведется". Эта модель была одним из символов технического прогресса в Советском Союзе.

В Самарской области есть еще один уникальный музей — железнодорожной техники, расположенный в Зубчаниновке на территории учебного полигона Самарского государственного университета путей сообщения. Это единственный музей истории железнодорожной техники в ПФО.

Под Самарой есть музей с самой полной в мире коллекцией тяжелых мотоциклов

Фото: Музей железнодорожной техники

Музей условно можно разделить на две части: самая масштабная часть экспозиции — образцы подвижного состава — на открытой площадке. Здесь стоят паровозы, в том числе один из серии Еа, работавшие в годы Великой Отечественной войны электровозы, три пассажирских вагона и тепловоз ТУ2 Уфимской детской железной дороги, двуосная теплушка времен гражданской войны и вагон путеизмеритель.

Вторая часть музея находится в старинном здании вокзала станции Дашково 1874 года постройки. Это был вокзал в Пензенской области, его сначала планировали снести, но потом руководство железной дороги приняло решение перенести его с сохранением всех архитектурных элементов в Самару. Сейчас здесь находятся подлинные документы и фотографии, рассказывающие об истории Куйбышевской железной дороги и судьбах железнодорожников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here